Декоративно-прикладное и ювелирное искусство

Эмаль

В коллекции эмалей музея «Собрание» находятся произведения русских и западноевропейских мастеров.

Эмалью называют прочное стекловидное покрытие, образующееся при обжиге из наносимого на поверхность металлического предмета особого стеклянного сплава в виде порошка, пигментированного различными примесями окисей металлов. После обжига он превращается в твердую блестящую массу с устойчивыми яркими красками. Многочисленные эмалевые техники (выемчатая, перегородчатая, по скани, по рельефу, по литью, по гильошировке, витражная, расписная и т.д.) позволяют разнообразно украшать выполненный из драгоценных или недрагоценных металлов предмет, создавая неповторимость декоративного решения.

Искусство придания многоцветия металлу было известно еще в древние времена. Различные эмальерные техники применяли в прикладном искусстве древнего Египта, Индии, Китая. Большого совершенства художественная эмаль достигла в искусстве Византии и русских мастеров, ставших продолжателями данной традиции эмальерного дела и добившихся в последующие времена не только высокого совершенства, но и мирового признания. Предметы коллекции, созданные в XVII - начале XX веков как неизвестными мастерами, так крупнейшими художниками и ведущими ювелирными предприятиями Москвы и Санкт-Петербурга, дают достаточно полное представление об уровне развития эмальерного дела в России, о богатстве художественного языка русских мастеров и их стилистических предпочтениях.

Как в России, так и в странах Западной Европы искусство эмалей получило широкое развитие Крупные центры эмальерного дела находились во Франции, Швейцарии и Австрии, мастера которых работали в различных техниках и стилях, нередко подражая восточным образцам. Разнообразные предметы европейских мастеров, украшенные расписными и выемчатыми эмалями, можно видеть в собрании музея.

Другие коллекции