Руффо, Титта

Биография

Титта Руффо считался королем баритонов. Певец входит в тройку величайших певцов XX века (Федор Шаляпин – король бас, Энрико Карузо – тенор). Отличительной чертой его голоса был особый «тёмный» тембр, идеально подходивший для драматических ролей в операх Верди.

Руффо Кафьеро Титта родился (9 июня 1877, Пиза ― 5 июля 1953, Флоренция) в семье кузнеца. В 13 лет мальчик самостоятельно научился читать. В 16 лет он впервые услышал оперу и стал петь, подражая понравившемуся певцу. В конце октября 1897 года Руффо закрыл свою мастерскую и уехал в Милан учиться пению, до этого проучившись семь месяцев в консерватории Санта Чечилия и три месяца брал частные уроки. Весной 1898 года Руффо дебютировал в римском театре Костанци в партии второго плана — Герольда в опере Вагнера «Лоэнгрин». С начала 1900-х имя Руффо становится широко известным музыкальной общественности после его блестящих выступлений в Сантьяго (1900) и Буэнос-Айресе (1902). В 1903 он впервые спел в лондонском театре «Ковент-Гарден», а в следующем сезоне ― в миланском «Ла Скала» в роли Риголетто. Руффо дебютировал в Америке в 1912 году в Филадельфии, много пел в Чикаго. В Нью-Йоркской Метрополитен-опере он выступил сравнительно поздно - в 1922 году в роли Фигаро в «Севильском цирюльнике». С 1922 по 1929 год он дал в общей сложности 55 выступлений в этом театре. В 1931 году Руффо выступал в Марселе. Перед началом представления на сцену прорвались фашиствующие хулиганы и избили певца. Его имя было вычеркнуто из «Книги оперных артистов Италии». Oн потерял право выступать даже в театрах Латинской Америки, где его особенно любили.

В марте 1933 года в Ницце Руффо принял участие в постановке сокращенного варианта оперы Тома «Гамлет», а через год дал два последних концерта: в Ницце и Каннах. После завершения певческой карьеры Руффо жил в Швейцарии и Франции, а в 1937 вернулся в Италию, где и провёл оставшиеся годы жизни. В том же 1937 году опубликовал автобиографию «Парабола моей жизни». 26 июля 1943 года, когда по стране разнеслась весть об аресте Муссолини и взволнованные жители Флоренции толпами высыпали на улицы, Титта Руффо вышел на балкон своей виллы и во весь голос запел ставший международным гимн освобождения. Запел «Марсельезу», тотчас подхваченную сотнями голосов.

Для своего времени Руффо, как говорили, олицетворял новый стиль пения, в котором мощь, декламационная сила и богатый грудной тон затмили акцент предыдущего поколения на вокальном изяществе, гибкости и технической изысканности. Некоторые консервативные критики сравнивали Руффо с его элегантным итальянским предшественником Маттиа Баттистини, который был мастером бельканто и обладателем более компактного, более серебристого тембра голоса по сравнению с Руффо. Скончался певец во Флоренции от инфаркта 5 июля 1953 года. В возрасте 76 лет.

Руффо был очень известным музыкантом. Необычным для его эпохи было то, что он никогда не заключал эксклюзивный контракт с какой-либо оперной труппой; он был оперным фрилансером, звездой-кочевником и получал самые высокие гонорары - везде, где пел. Он записал более 130 пластинок на 78 об/мин, как акустических, так и электрических, сначала для Pathé Frères в Париже в 1904 году, затем для Grammophon & Typewriter Company. Затем по прибытии в Соединенные Штаты в 1912 году он начал свое долгое сотрудничество с компанией Victor Talking Machine Company, которое завершилось в 1929 году. Как и в случае с Карузо, голос Руффо записывался на удивление хорошо; настолько он был богатым и резонансным.