Галли-Курчи, Амелита

Галли-Курчи (итал. Amelita Galli-Curci, урождённая Амелита Галли; 18 ноября 1882, Милан, Королевство Италия26 ноября 1963, Ла-Хойя, США) — итальянская оперная певица (колоратурное сопрано)

Биография

Амелита появилась на свет в Милане в семье успешного бизнесмена. Дед по материнской линии был оперным дирижером, а бабушка - оперной певицей, обладательницей сопрано. В семье всегда поощряли интерес девочки к музыке. Амелита получила хорошее образование, она училась в 1895-1901гг в «International Institute» и в 1901-1905 в Лицее Алессандро Маццони, где не только развивались её музыкальные способности, но и способности к иностранным языкам (Амелита владела пятью языками). Достигнув значительных успехов в игре на фортепиано, Амелита в 1905 году получила золотую медаль Миланской консерватории и была приглашена преподавать. Она планировала посвятить свою жизнь преподавательской деятельности и концертной работе. Интересно, что успехов в освоении фортепианной игры Амелита достигла в результате многих лет интенсивных занятий, а вот голос её был поставлен от природы и она, по существу, занималась только самостоятельно: красота тембра, диапазон, способности к колоратурной технике были щедро отпущены певице природой.

Дебют Амелиты Галли состоялся осенью 1906 года в партии Джильды. Первый же спектакль принёс начинающей певице большой успех, и исполнение арии «Caro nome» вызвало восторженную реакцию публики.

Двойную фамилию Галли-Курчи носила с 1908 года, когда в первый раз вышла замуж (её мужем стал маркиз Луиджи Курчи).

В предвоенный период карьера Амелиты Галли-Курчи развивается стремительно, она продолжает расширять свой репертуар, предпринимает второе турне по Южной Америке, поёт в Мадриде, а в 1914 году гастролирует в России, где её партнером был великий русский певец Леонид Витальевич Собинов.

Искусство Галли-Курчи заставляло современников вспоминать о великих виртуозах XIX века и говорить о том, что даже композиторы, творившие в эпоху «золотого века» бельканто, едва ли могли представить себе лучшего интерпретатора своих произведений. «Если бы сам Беллини услышал такую изумительную певицу, как Галли-Курчи, он бы аплодировал ей без конца», — писала Барселонская газета в 1914 году после спектаклей «Сомнамбула» и «Пуритане».

В 1915-1924 годах Галли-Курчи гастролировала в Аргентине, США, Британии. Летом 1915 года в Буэнос-Айресом театре «Колон» она пела с легендарным Энрико Карузо в «Лючии». «Необыкновенный триумф Галли-Курчи и Карузо!», «Галли-Курчи была героиней вечера!», «Редчайшая среди певиц» — так местные критики комментировали это событие.

Переезд в Америку в 1916 году, помимо прочего, принёс Амелите контракт со звукозаписывающей компанией «Victor Records» в Нью-Йорке. Записи Галли-Курчи сразу стали бестселлерами. Первая пластинка с записью арии Джильды из оперы «Риголетто» разошлась тиражом в 10 000 экземпляров только в Чикаго, беспрецедентный тираж для того времени! Благодаря этому контракту, последующие поколения имеют возможность познакомиться с творчеством певицы в годы расцвета её неповторимого голоса и феноменальной вокальной техники.

С 1924 года постоянно работала в «Метрополитен-Опере» в Нью-Йорке. Певица отличалась обширнейшим репертуаром. Хотя основу его составляла итальянская оперная музыка— произведения Винченцо Беллини, Джоаккино Россини, Гаэтано Доницетти, Джузуппе Верди, Руджеро Леонкавалло, Джакомо Пуччини, — также блистательно она выступала и в операх французских композиторов —Джакомо Мейербера, Жорж Бизе, Гуно, Жюль Массне, Лео Делиба. К этому надо добавить великолепно исполненные партии Софи в «Кавалере роз» Рихарда Штрауса и роль Шамаханской царицы в «Золотом петушке» Николая Андреевича Римского-Корсакова.

«Роль царицы, — отмечала артистка, — занимает не больше получаса, но зато какие это полчаса! За столь короткий промежуток времени певица сталкивается со всевозможными вокальными трудностями, между прочим, и такими, каких не придумали бы и старые композиторы».

После ухода с оперной сцены Амелита Галли-Курчи концертировала ещё в течение нескольких сезонов. Надо отметить, что голос певицы ещё с конца 20-х годов начал увядать - сказались нагрузки, даже пришлось прибегнуть к операции на связках.

Летом 1936 года после лечения и напряженных занятий певица вернулась не только на концертную эстраду, но и на оперную сцену. Заключительные выступления Галли-Курчи прошли в сезоне 1937/38 годов. Но выступала она недолго. Дальнейшая жизнь певицы прошла тихо и счастливо в обществе её второго супруга и аккомпаниатора Хомера Самуэльса. Скончалась Галли-Курчи в Калифорнии в 1963 году через несколько дней после своего 81-летия.

Записи певицы и по сей день весьма популярны. Голос Амелиты Галли-Курчи был записан на многочисленных пластинках в период с 1916 по 1930 год. Сохранились многочисленные записи классических арий («Лючия ди Ламмермур», «Севильский цирюльник», «Травиата», «Риголетто», «Лакме» и другие).